Назад


58 ЛЕТ СВОБОДЫ

 

 

В мае этого года еврейский народ отмечает 58-летие образования государства Израиль.  Израиль – страна, которая всегда оставалась в центре еврейских чувств и помыслов.

 

Свое внимание к Израилю, как родине всех евреев, народ основывал на идее столь же древней, как и сам иудаизм.  Еврейская история началась с Божественных откровений Аврааму.  Первыми словами, которыми Бог обратился к патриарху, были слова о стране Израиля: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Бытие 12:1).  Бог обещал Аврааму, что он наследует землю Ханаана: «потомству твоему отдам Я землю сию» (Бытие 12:7) – отсюда и название «Земля Обетованная».

 

Когда Авраам достиг земли Ханаанской, Бог сказал ему: «... возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Бытие 13:14-15).

 

Обетования, данные Богом Аврааму, Исааку и Иакову, перешли по наследству двенадцати коленам, а затем и всему народу Израиля.  Библия учит, что земля Израиля является вечным и неотъемлемым даром Божьим еврейскому народу, который был избран Богом, вступил в завет с Ним и получил от Него обетования.

 

В Псалме 104:6-11 сказано: «Вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.  Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.  Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный, говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".

 

Точнее выразиться невозможно!  Бог Всемогущий сказал это Аврааму.  Он повторил это Исааку, Иакову, а затем и всему Израилю.  Об этом вечном завете Бог помнит постоянно, он действует «до тысячи родов».  Со времен Авраама еще не сменилось тысячи поколений, а значит этот завет остается в силе и сегодня!  Бог сказал, что эта страна, эта земля с четко обозначенными Им границами, поступает в распоряжение детей Израиля.  Эту землю евреям дал Всевышний.  Свидетельство этому, которое мы находим в Писании, неоспоримо, и к тому же Он дал им ее «навеки»!  Евреи - вечные наследники земли Израиля.

 

Под руководством Иисуса Навина еврейский народ победил народы Ханаана и завоевал эту территорию.  На этой земле расселились и жили двенадцать израильских колен, пока в 772 г. до н.э. Северное Израильское царство не было покорено иноземцами.  В 586 г. до н.э. Южное Иудейское царство также пало под ударами вторгшихся завоевателей.  Пережив Вавилонский плен, евреи вернулись в Израиль в конце VI в. до н.э. и последующие шесть веков попеременно находились под владычеством ассирийцев, персов, греков и римлян.  В 70 г. н.э. римляне разрушили Иерусалимский Храм, и евреи опять оказались в изгнании.  Тем не менее часть евреев по-прежнему жила на земле Израиля еще несколько веков, пока большинство из них, в результате гонений, не переселилось в другие страны.  Но мечта вернуться в родную землю продолжала жить в сердцах евреев.  Привязанность народа к земле Израиля проходит через все Писание.  В книге Псалмов говорится: «Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего».

 

Во времена переселений и пленений, библейские пророки неоднократно обращали взгляды и сердца всего народа к родной земле.  «Заповедь жить в стране Израиля равна всем заповедям Торы, вместе взятым, - так учат еврейские мудрецы. – У каждого, кто пройдет четыре шага по земле Израиля, есть удел в будущем мире».

В иудейской традиции земля Израиля всегда почиталась святой, и на протяжении веков евреи видели в ней свою духовную обитель.  Тема Израиля всегда оставалась центральной в еврейской жизни и молитвах; ежегодная пасхальная служба всегда заканчивалась словами надежды: «В будущем году – в Иерусалиме!»

 

▪ ▪ ▪

 

С 1917 по 1947 год Палестина находилась под управлением Великобритании.

 

В 1945 году, когда только закончилась Вторая Мировая война, мир праздновал победу над нацизмом.  Катастрофа, обрушившаяся совсем недавно на еврейский народ, в ходе которой были истреблены миллионы евреев в Европе, вновь непреложно доказала необходимость решения проблемы еврейского народа, лишённого родины и независимости, путём восстановления еврейского государства Израиль, которое распахнуло бы ворота отечества перед каждым евреем и обеспечило бы еврейскому народу статус равноправной нации в семье народов мира.*

 

Но для оставшихся в живых евреев испытания еще не закончились.  Горстки евреев, чудом уцелевшие от ужасной нацистской бойни в Европе, и евреи других стран мира продолжали пробиваться в Страну Израиля вопреки всем трудностям, препятствиям и опасностям, и не переставали требовать права на достойное существование, свободу и честный труд на родине.*

 

После войны англичане наложили еще большие ограничения на еврейскую репатриацию в Палестину.  Ответом было создание "Еврейского Движения Сопротивления", ставившего своей целью борьбу с британскими властями за свободный въезд в страну.  Еврейское население Палестины, несмотря на препоны английских властей, постоянно росло; с 1944 по 1948 год тайными, нередко опасными путями в Палестину было переправлено около 85 тысяч человек.

 

Положение в стране было крайне нестабильным, практически кризисным, и британское правительство было вынуждено передать решение палестинской проблемы в руки Организации Объединенных Наций.  29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов - 33 против 13 - приняла постановление об отмене мандата Великобритании.  Палестина, согласно этому решению, делилась на арабское и еврейское государства.

 

14 мая 1948 года британский мандат в Палестине подошел к концу.  Правление Великобритании, продолжавшееся тридцать лет, закончилось, когда верховный комиссар Аллен Канингэм вместе с другими британскими должностными лицами покинул порт Хайфы.

 

Через несколько часов на церемонии в Тель-Авиве Давид Бен-Гурион зачитал Декларацию Независимости нового государства, получившего официальное название - Израиль.  А еще через несколько часов на территорию молодого государства вторглись войска Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака, а Тель-Авив подвергся бомбардировке с воздуха.  Евреям снова пришлось с оружием в руках защищать независимость, наконец-то обретенную на земле своих предков. Трудной и горькой была война.  Страна сражалась на всех фронтах - на празднования не оставалось времени.  Все включились в отчаянную борьбу, чтобы спасти новорожденное государство от немедленного уничтожения.  Силы, объединившиеся против еврейского государства, были просто подавляющими.  В конечном итоге Армии обороны Израиля удалось, с Бoжьей помощью, разгромить врага.

 

Израиль пережил войну и начал свое зыбкое существование как суверенное государство.  Страна одержала великую победу над во много раз превосходящими силами противника, но цена победы была высока.  В этой войне, длившейся пятнадцать месяцев, погибло более 6 тысяч человек - один процент всего еврейского населения.  Они отдали жизни за то, чтобы существование государства Израиль стало реальностью.  День Независимости Израиля посвящается памяти этих людей, а также тех, кто выжил в этой борьбе, осуществляя естественное право евреев быть хозяевами собственной судьбы в своем суверенном государстве.  Немало людей заплатило огромную цену за мечту народа жить в государстве, которое будет придерживаться возвещенных еврейскими пророками заповедей свободы, справедливости и мира.*

 

Декларация Независимости Израиля открыто заявляет о правах еврейского сообщества в молодом государстве: Страна Израиля была родиной еврейского народа.  Здесь сформировался его духовный, религиозный и политический облик.  Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создал национальные и общечеловеческие культурные ценности и завещал миру вечную Книгу Книг.

В Декларации говорится о горячей любви евреев к стране Израиля на протяжении всех 2000 лет изгнания:  После изгнания со своей родины, народ хранил ей верность во всех странах рассеяния, не оставил молитвы и надежды на возвращение на свою землю и на возрождение своей свободы и государственности.

Эта передаваемая из поколения в поколение историческая связь вдохновляла евреев снова и снова пытаться обрести свою древнюю родину, а нынешние поколения стали возвращаться в родную страну массами.

 

В Декларации также говорится о неимоверном упорстве, проявленном еврейскими поселенцами в XIX столетии: Пионеры-основатели, те, кто прибыл сюда вопреки запретам, и те, кто защищал страну, вдохнули жизнь в пустыню, возродили еврейскую речь, построили города и деревни и создали развивающееся общество, экономически и культурно самостоятельное, стремящееся к миру и способное защитить себя, приносящее благословение прогресса всем жителям страны и стремящееся к государственной независимости.

 

Лет за пятьдесят до Бен Гуриона Теодор Герцль, с характерным для него почти пророческим оптимизмом, заключил свой великий сионистский манифест "Еврейское государство" следующими словами:

 

Я верю, что из земли поднимется удивительная порода евреев.  Снова восстанут Маккавеи.  Евреи, которые этого захотят, построят свое государство.

 

Мы, наконец, будем жить как свободные люди на нашей собственной земле и будем спокойно умирать у себя дома.

 

Мир будет освобожден нашей свободой, обогащен нашим богатством, возвеличен нашим величием.  И, что бы мы ни затевали здесь для собственной пользы, все это мощно и с пользой послужит на благо всего человечества.

 

14 мая 1948 год – это дата великой победы евреев за право жить на своей земле, это огромная цена, заплаченная за осуществление мечты народа, это Божья слава и справедливость, проявленая в исполнении обетований и пророчеств Писания, это провал всех замыслов врагов Бога и Его народа.

 

Роджер Хардер, аналитик Би-Би-Си по Ближнему Востоку, наблюдая за этими событиями, описал их так: «Иудейский триумф, арабская трагедия и британское падение».

 

58 лет спустя мы наблюдаем продолжение триумфа, трагедии и падения (теперь уже не столько британского, сколько интернационального).  Но самый выдающийся факт это то, что Израиль упорно продолжает свое существование, за которое ведется тяжелая борьба.  Долг всех евреев и других народов, любящих Бога, всемерно поддерживать эту борьбу.

 

 

* выдержки из Декларации Независимости Израиля

 

Подготовила Елена Шафир

Назад

Hosted by uCoz